Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей, необходимые для запуска речи неговорящего ребенка"

19 января 2025 г.
Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей, необходимые для запуска речи неговорящего ребенка".
Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей, необходимые для запуска речи неговорящего ребенка".

Для облегчения овладения ребенком родным языком важна организация правильного речевого режима дома. Родителям необходимо снизить речевую нагрузку на ребенка. Однако, не нужно думать, что взрослые должны говорить за ребёнка. Напротив, они должны создавать дома условия для того, чтобы ребенок сам говорил больше.
Необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения дома:
• Исключить фоновые звуки передач по телевизору во время общения с ребенком.
• Ограничить до минимума использование ребенком гаджетов.
• Создать щадящий слуховой и речевой режим при ваших совместных играх. Играя, ребенок не должен слушать музыку, ваши долгие разговоры по телефону, обсуждение членами семьи различных тем. Ваше общение в ходе его игры должно происходить в тишине, без посторонних фоновых звуков.
• Говорить с ребенком нужно короткими фразами (не более 4 слов) и без лишних поясняющих слов, которые ребенку наоборот будут мешать понять суть фразы. Вместо "Принеси мне вон ту большую красивую куколку" сказать: "Дай куклу".
• Четко и плавно произносить все слова во фразе.
• Удивляясь чему-либо, говорить, как-бы преувеличивая голосом свои эмоции, "Ах, мяч упал!", "Ура, папа едет!", "Ух ты, какая башня!", "Ой, тяжело".
• Новое слово, которое хотим изучить с ребенком, например, "жук", произносить в течение дня чуть громче и чуть медленнее.
• При общении с ребенком выбирать короткие слова, желательно из двух слогов, без стечения согласных ("киса" вместо "коШКа", "зая" вместо "зайчик", "цыпа" вместо "цыПЛёнок", "неси" вместо "принеси").
• Не использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму слов. Это усложняет и удлиняет слова, что мешает усвоению их в речи ("ложка" вместо "ложечка", "шапка" вместо "шапочка", "книга" вместо "книжечка").
• Не пользоваться детскими словами. Ребенок показывает машину и говорит: "Би-би". Мы одобрительно киваем и говорим: "Да, машина!"
• Одобрять, поощрять и радоваться любым речевым проявлениям ребенка.
• Не говорить ребенку: "Скажи мяч!", "Повтори". Правильнее добиться ответа, например, положив мяч в непрозрачный пакет и давая ребенку пощупать, спрашивая: "Угадай, что там?". Либо можно предложить взять ребенку лупу и попросить увеличить предмет на картинке, спрашивая при этом: " Помоги мне, я не вижу. Что там?"
• Заниматься ежедневно и всегда в игровой форме.
• Говорить, глядя ребенку в лицо, так как дети лучше воспринимают слуховую информацию со зрительным подкреплением.
• Говорить с ребенком о тех предметах и явлениях, которые есть здесь и сейчас. Избегать 2-3-4 инструкций в одной фразе "прибери игрушки, потом пойдем есть, а после пойдем гулять". Ребенок скорее всего поймет только про игрушки.
• Заведите тетрадь-словарь, куда вы будете записывать новые слова вашего ребенка.

Удачи!

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie